Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

Для эффективной реализации государственной политики занятости населения необходимо обеспечить наличие и четкое функционирование правового механизма взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Данное направление политики государства становится важнейшим на рынке труда, способствует решению одной из главных задач — содействия гражданам в трудоустройстве. Настоящая статья раскрывает один из аспектов такого содействия — организационные и правовые особенности реализации работодателем обязанности по информированию органов службы занятости о наличии вакантных рабочих мест в организации.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

Часть 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) раскрывает варианты содействия работодателей в проведении государственной политики занятости населения, среди которых можно выделить: соблюдение условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ; реализацию мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей; разработку и реализацию мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройство определенного числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Государственная служба занятости населения формирует банк вакансий, где отражается информация о безработных гражданах, которыми признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней <2>, а также информация о наличии вакантных рабочих мест. Банк вакансий представляет собой некое информационное поле, благодаря которому удовлетворяются интересы различных субъектов, вступивших или намеренных вступить в трудовые отношения. Для безработных лиц поиск работы через службу занятости порой является единственно доступным способом трудоустройства, поэтому понять ценность формирования банка вакансий несложно.

Как правило, граждане, не имеющие работы и заработка, мотивированы в том, чтобы быть признанными безработными. Это объясняется стремлением получить бесплатную помощь от государства в поиске подходящей работы, а также пособие по безработице, которое, возможно, будет единственным источником средств для существования.

Работодатели, в свою очередь, не всегда заинтересованы в подборе персонала через органы службы занятости (ввиду необходимости соблюдения обязательной административной процедуры, что требует больших временных затрат), в связи с чем обращаются в частные кадровые агентства, расценивая это как более быстрый и простой вариант поиска работников.

Работодатели ежемесячно обязаны предоставлять по определенной форме сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

Какую ответственность несут работодатели за непредоставление информации о вакантных рабочих местах?

Действующее законодательство предусматривает административную ответственность за непредоставление сведений (информации). Статья 19.7 КоАП РФ гласит: непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Данная статья носит общий характер — в отличие от статей Кодекса, в которых совершаемые правонарушения законодатель относит к определенному предмету правовых отношений, например ст. ст. 8.5 (сокрытие или искажение экологической информации), 13.19 (нарушение порядка представления статистической отчетности), 15.6 (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля).

Помощник прокурора Симферопольского района

Марченко В.С.