Статья для размещения в средствах массовой информации на тему
«Профилактика коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления как основа государственной политики России в сфере борьбы с коррупцией»
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) определено, что противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Каждая из указанных мер профилактики коррупции имеет свою правовую основу, которой регламентируется механизм реализации таких мер.
Например, с целью предотвращения фактов законодательного закрепления положений, создающих условия для проявления коррупции органами государственной власти иорганами местного самоуправления Федеральным законом 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены основные квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим, требования к их поведению, а также деятельность кадровых служб по профилактике коррупции.
Вместе с тем, статьей 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции, в которые могут быть включено определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, предотвращение и урегулирование конфликта интересов и иные.
Также необходимо отметить, что профилактику коррупции осуществляют как органы государственной власти, органы местного самоуправления так и институты гражданского общества, организации и физические лица.
Законодательством установлено именно такое определение противодействия коррупции, поскольку эффективность антикоррупционной деятельности напрямую зависит от активного участия в ней не только государственных, но и общественных структур, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.
Таким образом, должностным лицам и гражданам необходимо учитывать, что помимо обязанности уведомлять о наличии фактов коррупции в правоохранительные органы, на них возложена обязанность по недопущению проявления коррупции и с их стороны, в частности обходов и упрощения процедур реализации их прав и свобод путем предложения и дачи взяток, коммерческих подкупов и иных незаконных действий.
Важно помнить, что за совершение таких действий законом установлена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность на всех граждан Российской Федерации независимо от пола, нации, возраста, материального состояния и занимаемой должности.
Помощник прокурора
Симферопольского района Л.С. Меметова