Инвентаризация зеленых насаждений

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет зеленый фонд городских и сельских поселений как совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Вопросы озеленения территории городов регулируются Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153.

Указанные правила возлагают на землепользователя обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за ними, принятия мер к борьбе с вредителями, обеспечению уборки сухостоя.

Для оценки состояния озелененных территорий, своевременного принятия мер к сносу сухостоя, угрожающего причинением вреда жизни, здоровью и имуществу граждан либо юридических лиц землепользователями проводится инвентаризация зеленых насаждений.

Поскольку собственниками земельных участков общего пользования являются органы местного самоуправления, именно на них возложена обязанность по проведению инвентаризации зеленых насаждений с целью обеспечения сохранения и защиты озелененных территорий.

Регулярная оценка состояния и количества зеленых насаждений необходима для обеспечения благоустройства и безопасности населения.

При этом если причинение ущерба имуществу произошло в результате обрушения зеленых насаждений на придомовой территории многоквартирного дома, ответственность за содержание которого распространяется на управляющую компанию, такая компания будет также нести ответственность за причинение соответствующего вреда.

Следовательно, собственнику поврежденного имущества в подобной ситуации следует обратиться к управляющей компании с требованием о возмещении вреда, предоставив соответствующие доказательства причинения вреда и того факта, что именно управляющая компания несет ответственность за его причинение.

Такими доказательствами могут являться, в частности, фотографии с места происшествия, осмотр поврежденного автомобиля независимой экспертной организацией, результаты инвентаризации зеленых насаждений.

Однако в том случае, если падение дерева и (или) его части произошло под воздействием дополнительной природной нагрузки (ветровой, снеговой и др.) и судебной экспертизой будет установлено указанное обстоятельство, в удовлетворении требования о возмещении вреда будет отказано,                                  т.к. в подобном случае вина управляющей компании в причинении вреда автомобилю отсутствует.

При невозможности урегулирования такого спора в досудебном порядке, собственник имущества в порядке ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет право обратиться в суд с иском к управляющей компании о возмещении причиненного вреда.

Другая ситуация возникнет в случае, если автомобиль застрахован по договору добровольного страхования (каско). В этом случае, если договором не предусмотрено иное, все риски повреждения автомобиля в результате падения дерева должна взять на себя страховая компания. Для возмещения вреда автовладельцу необходимо немедленно уведомить страховщика о наступлении страхового случая, руководствуясь условиями договора.

 

Прокуратура Симферопольского района